Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

делакруа эжен

Энциклопедический словарь

Делакруа́ Эжен (Delacroix) (1798-1863), живописец и график, глава французского романтизма. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряжённых, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», 1823-24; «Свобода, ведущая народ», 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в исторических композициях, в произведениях на темы Востока, классической и современной литературы («Алжирские женщины», 1833-1834; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1840-41), иллюстрациях к произведениям У. Шекспира, И. В. Гёте.

* * *

ДЕЛАКРУА Эжен - ДЕЛАКРУА́ (Delacroix) Эжен (26 апреля 1798, Шарантон, Сен-Морис - 13 августа 1863, Париж), французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма (см. РОМАНТИЗМ) в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», 1823-1824; «Свобода, ведущая народ», 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в исторических композициях, в произведениях на темы Востока, классической и современной литературы («Алжирские женщины», 1833-1834; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1840-1841), иллюстрациях к произведениям У. Шекспира, И. В. Гете.

Родился в состоятельной семье, получил классическое образование в Императорском лицее. Предполагают, что он был побочным сыном всесильного Талейрана (см. ТАЛЕЙРАН Шарль Морис), который неизменно покровительствовал художнику. Оставшись в шестнадцать лет сиротой, поступает в мастерскую П. Н. Герена, в 1817 - в Школу изящных искусств. Копирует в Лувре работы старых мастеров, отдавая предпочтение Рубенсу (см. РУБЕНС Питер Пауль), Веласкесу (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)), Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти). Из современников высоко ценит Констебла (см. КОНСТЕБЛ Джон), А. Гро (см. ГРО Антуан), но особенно Т. Жерико (см. ЖЕРИКО Теодор), другом и продолжателем романтических начинаний которого он становится.

Если ранние произведения на религиозные темы («Богоматерь Святого сердца», 1821, Собор в Аяччо) носят подражательный характер, то после «Барки Данте» (Лувр, Париж) стало очевидно, что во Франции появился новый могучий и смелый талант. Выставленная в Салоне 1822 среди произведений скудеющего классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) картина произвела впечатление «метеорита, упавшего в застойное болото», захватывая страстной патетикой образов. Борьбе греков за национальную независимость посвящены картины «Резня на острове Хиос» и «Греция на развалинах Миссолунги» (1826, Музей в Бордо).

Обращение к современности - важная особенность романтизма, его раннего героического периода. Более свободной становится композиция, ритм - более стремительным. Цвет начинает играть в произведениях Делакруа доминирующую роль. Его «Резня на острове Хиос» вызвала резкую критику приверженцев классицизма, но молодые приняли ее с восторгом, видя в Делакруа открывателя новых путей в искусстве.

Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ» (1830-1831, Париж, Лувр), написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями. Он пишет также картины на мифологические, религиозные, исторические темы («Битва при Пуатье», 1830, Лувр, Париж; «Битва при Нанси», 1831, музей, Нанси; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1841, Лувр, Париж), литературные сюжеты, преимущественно из Данте, Шекспира, Вальтера Скотта, Байрона, Гете, создавая не бытовые сценки, а грандиозные эпопеи.

Во время поездки в Англию (1825) он внимательно изучает полотна Констебла (см. КОНСТЕБЛ Джон), знакомится с акварелями Бонингтона (см. БОНИНГТОН Ричард) . В театре его потряс Шекспир, и в течение всей жизни он обращается к произведениям великого драматурга: «Гамлет» (1839, Лувр, Париж); «Смерть Офелии» (1844, там же); «Дездемона, проклинаемая отцом» (1852, Музей в Реймсе). Поэмой Байрона вдохновлена «Смерть Сарданапала» (1827, Лувр, Париж).

Жажда вырваться из рамок обыденности влекла романтиков в экзотические страны. В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. Результатом были сотни зарисовок, десятки картин, запечатлевших страну, ее жителей, костюмы, обычаи, в том числе «Свадьба в Марокко» (1839-41, Лувр, Париж); «Султан Марокко» (1845, Музей в Тулузе); «Львиная охота» (1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и знаменитые «Алжирские женщины» (1833-34, Лувр, Париж). Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собой подлинное пиршество цвета. Интерес к индивидуальности способствовал развитию портрета, причем Делакруа особенно привлекали люди творческие (портреты Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза).

Делакруа - один из последних великих мастеров настенной живописи. Он исполнил три монументальных ансамбля: центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850); зал Мира в Парижской ратуше (уничтожен пожаром в 1871); две грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис (1861) - «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом». Делакруа много работал в графике; серия его литографий к «Фаусту» была одобрена самим Гете. О литературном даре свидетельствует эпистолярное наследие Делакруа, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822, - подлинная летопись культурной жизни эпохи. Делакруа оказал большое влияние на молодое поколение, в том числе на будущих импрессионистов, однако в официальных художественных кругах к нему относились с подозрением и лишь в 1857 его выбрали в члены Института (Академии), после семи провалов. По многогранности таланта, по неистовой жажде воплощения он сопоставим с мастерами Ренессанса (см. РЕНЕССАНС).

Энциклопедия Кольера

ДЕЛАКРУА, ФЕРДИНАН ВИКТОР ЭЖЕН

(Delacroix, Ferdinand Victor Eugene)

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. АВТОПОРТРЕТ

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. АВТОПОРТРЕТ

(1798-1863), французский живописец. Родился в Шарантон-Сен-Морис, близ Парижа, 26 апреля 1798. Для его живописи характерны выбор героических сюжетов (например, картина Свобода на баррикадах: 28 июля 1830). Романтическое искусство Делакруа представляет собой полную противоположность живописи Жака Луи Давида и его последователей, один из которых, Пьер Нарсис Герен, был учителем Делакруа. Первая его большая работа, Данте и Вергилий, выставленная на Салоне 1822, поразила Герена мрачностью и резкостью густых теней, а один из консервативных критиков назвал полотно Резня на Хиосе, выставленное в 1824, расправой над живописью. Однако обе картины были с восторгом встречены противниками школы Давида; перепалка критиков только упрочила славу Делакруа. Художник был большим ценителем искусства английских пейзажистов: Дж.Констебла, Дж.Тернера и Р.Бонингтона. Следуя примеру Теодора Жерико, он в 1825 отправился в Лондон изучать картины этих мастеров. Когда в 1824 картина Констебла Телега для сена была представлена на предварительном показе накануне открытия парижского Cалона, она произвела на Делакруа столь сильное впечатление, что он за один день переписал фон в своей картине Резня на Хиосе. Несколько портретов, написанных Делакруа в те же годы, отличаются прозрачностью тонов и изяществом, напоминающим произведения Гейнсборо. Увлечение французских художников экзотическими восточными сюжетами, возникшее под влиянием египетских походов Наполеона, а затем возобновившееся во время греческой войны за независимость, нашла отражение и в работах Делакруа. Многие сюжеты его картин заимствованы из поэзии Байрона, в том числе Смерть Сарданапала (1827, Лувр) и Греция на развалинах Миссолунги (1826, Бордо, Музей изящных искусств). Другие мотивы связаны с произведениями В.Скотта, например Похищение Ребекки и Взятие крестоносцами Константинополя (1840-1841, Лувр). В 1832 художник совершил путешествие в Марокко. По приезде на основе сделанных во время этой поездки набросков и дневниковых записей он написал картины Алжирские женщины (1833-1834) и Еврейская свадьба в Марокко (1839, обе - в Лувре). Делакруа никогда не прекращал исследования проблем цвета как в теории, так и на практике, и заложил основы импрессионистической живописи. Умер Делакруа в Париже 13 августа 1863. Росписи, выполненные художником в Бурбонском (1833-1847) и Люксембургском дворцах (1845-1847), а также в церкви Сен Сюльпис (1849-1861) в Париже, входят в число наиболее известных его произведений. Большинство картин Делакруа находятся в Лувре.

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. РЕЗНЯ НА ХИОСЕ

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. РЕЗНЯ НА ХИОСЕ

ЛИТЕРАТУРА

Делакруа. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М., 1960 Дневник Делакруа, тт. 1-2. М., 1961 Гастев А.А. Делакруа. М., 1966 Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. М., 1986

Полезные сервисы